Конец Смутного времени

163c0-1387032422-274 ноября — Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Период конца XVI – начала XVII века – в истории назван Смутным временем. Земля русская стонала под игом польско-литовских интервентов. Возникло такое именование не только  потому, что в Российском государстве воцарилась политическая Смута – разрушение общегосударственной власти, угроза потери национальной и религиозной независимости. Смута властвовала в умах и душах людей.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.

wfxvvxhlyjoНачалось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. В  Новгороде под предводительством купца Кузьмы Минина и князя  Дмитрия Пожарского собрали народное ополчение Под знамена Минина и   Пожарского  встало  огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 22 октября ( 4 ноября по новому стилю) 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом minin-i-pozharskijособого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что заступничеством Божией Матери чрез ее икону Казанскую одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

С тех пор Казанскую икону стали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование  22 октября (4 ноября) в благодарность Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков, который отмечался как государственный праздник до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.minin_1-450x334

Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Мы сегодня также живем в эпоху разлома. А, следовательно, должны задуматься над тем, как устроить жизнь настоящую и будущую через знание прошлого, понять значимость народного единства и своевременность нового праздника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *