Завершается третья седмица Великого поста. Воскресенье — 23 марта носит название Неделя Крестопоклонная.
Накануне, в субботу на вечернем богослужении из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. При этом поется песнь:
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Предстоящая, четвёртая неделя является серединой Великого поста и Церковь напоминает о том, что через Крестную жертву Спасителя совершилось спасение человечества, чтобы воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
История праздника восходит к событиям ирано-византийской войны. В 614 году, персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, захватив в числе трофеев Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной царицей Еленой.
После завершения 26-летней войны, в марте 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город. С тех пор там стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Со временем чисто иерусалимский праздник приобрел более глубокий смысл: как воспоминание о Крестных страданиях Спасителя и помощь верующим в середине самого строгого поста.
«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.
«Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.
Поклонение Кресту продолжается до пятницы, в течение всей четвёртой седмицы, потому она называется крестопоклонной и считается более строгой в несении поста.