Не слепы ли мы?

Проповедь в неделю о слепом

119367.pВо Имя Отца и Сына и Св. Духа! Сегодня, братья и сестры, в евангельском чтении мы слышали с вами повествование об исцелении слепорожденного человека. Это исцеление совсем не похоже на другие чудеса, совершенные Господом. Обычно Господь смотрит на веру человека, который просит исцеления, или даже как бы испытывает его, и только затем совершает чудо. В этом же случае слепой ничего не просит и Господь от него ничего не требует.

Апостолы обратили внимание своего Учителя на человека, которому было суждено родиться слепым и они спрашивают: кто согрешил, он сам или его родители? Нелогичность вопроса показывает, что ученики были в недоумении – как, почему страдает этот человек? Господь отвечает, что ни он не согрешил, ни его родители, а слепым он родился для того, чтобы на нем явились дела Божии, то есть Божественная слава. Непосредственно перед исцелением Господь произносит торжественные слова: «Я свет миру». То есть слепой должен был увидеть свет, и в этом прозрении прообразуется духовное прозрение всего человечества. Затем Господь «сотворил брение… и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: иди, умойся… Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин.9.5-7).

Совершилось неслыханное чудо – слепорожденный стал зрячим. Это событие оказало сильное впечатление на тех, кто знал этого человека, поначалу его знакомые даже не узнавали его. Затем, чтобы подтвердить, засвидетельствовать это чудо, его повели к фарисеям. И вот тут на фоне исцеленной телесной слепоты перед нами открывается страшная и смертельно опасная слепота духовная. Что интересно – чем более ослепляются фарисеи, когда спорят с бывшим слепцом, тем смелее и убедительнее становятся его слова об истине. Поскольку исцеление произошло в субботу, самые фанатичные фарисеи сразу ставят Иисусу диагноз: «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы».119265.p

Другие же из них задаются справедливым вопросом: как может человек грешный совершить такое чудо? Чтобы разрешить свой спор, они обращаются к исцеленному и спрашивают – а ты что о Нем думаешь? Для исцеленного ответ на этот вопрос яснее ясного – Он пророк. От этих слов помрачение народных вождей усиливается – они начинают сомневаться, что исцеленный был слеп и прозрел, и решили позвать его родителей. Те, чтобы отвязаться от фарисеев, потому что спорить с ними было чревато отлучением от синагоги, сказали, что да, это сын наш, был слепым, а как сейчас он видит, мы не знаем. Его снова спрашивают, более того, его даже заставляют высказать их же собственное ложное мнение о том, что Иисус – грешник.

Этот эпизод точно копирует допросы во время религиозных гонений. Система заставляет человека верить так, как это выгодно правящей партии или вовсе отказаться от веры. Мы видим это в гонениях на христиан и в Римской империи, и в Советской России – откажись от своей веры или выскажи богохульство, и тебе даруют свободу и жизнь. Но исцеленный не только не поддерживает лживую точку зрения фарисеев, его голос окончательно укрепляется, и он высказывает четкие и логически выверенные аргументы, как бы становится учителем для своих учителей: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу… Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

За это исповедание его изгоняют, и, скорее всего, отлучают от синагоги – страшное наказание. Но его не пугает это наказание, и когда он снова встречается со Христом, в интонации его слов мы не слышим отчаяния или укорения за произошедшее. Наоборот, когда Иисус спрашивает у него, веруешь ли в Меня как в Сына Божия, исцеленный с радостью восклицает: верую, Господи! В его словах именно радость об обретенной Истине, о возможности защиты Истины и возможности пострадать за Истину.

В наше время, братья и сестры, когда жизнь стала с ног на голову и люди дезориентированы в нравственных ценностях, очень важно знать Истину и быть способным защищать ее перед развращенным миром. Истина – это Христос, это евангельское учение о любви, о добре, о смирении. Если в нашей жизни это лишь слова, а руководствуемся мы другими категориями, значит и мы духовно слепы. И тогда нужно серьезно задуматься о себе и своей жизни – остаться, как фарисеи, в состоянии гордыни и самости или с покаянием обратиться к Господу: «Сам и ныне, Светодателю, и наша озари душевная чувства, яко един  Независтнодатель!» Аминь.

Иерей Алексий Зимовец.

25 мая 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *