Терпение, смирение и надежда

58192070_1272115910_Fedor_BruniIscelenie_rasslablennogo_v_ovech_ey_kupeliПроповедь в неделю 4-ю по Пасхе. О Расслабленном


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!Христос воскресе!

В четвертое пасхальное воскресение, братья и сестры, мы слышим евангельское повествование апостола Иоанна Богослова об исцелении Господом человека, который страдал в течение тридцати восьми лет расслаблением тела. Однажды, будучи в Иерусалиме в праздник иудейской Пасхи Господь зашел в купальню, которая называлась Домом милосердия. Называлась она так потому, что в ее водах страждущие могли получить исцеление, но в тот лишь момент, когда вода вдруг начинала бурлить. Это происходило лишь один раз в год, и евангелист замечает, что это было чудесное действие Ангела. Здесь и лежал тот несчастный человек. Как пишет евангелист, «Иисус, увидев лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?  Больной отвечал Ему: так, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода…Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою, и ходи. И он тотчас выздоровел…» (Ин 5,6-9)

2417-2Если мы вникнем в положение этого человека, мы ужаснемся. Обратим внимание на слова Господа: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», эти слова говорят о том, что, скорее всего, болезнь постигла несчастного еще в юности, лет, этак, в двадцать, за какой-то бездумный проступок, свойственный молодости. А теперь только представим себе: последующие тридцать восемь лет он проводит в общественном месте, где бесконечная суета, грязь – ведь это была купель, по сути, бассейн, в котором омывали овец, и этот человек всеми брошен. А ведь эти тридцать восемь лет – это вся жизнь, это те самые годы, когда мы влюбляемся, женимся, рожаем детей, устраиваемся на работу, создаем и обустраиваем свой дом. Этот человек был всего этого лишен. Удивительно, что он не озлобился, не отчаялся, с ума не сошел за все эти годы! И когда Господь спрашивает его, хочет ли он быть здоров, он с потрясающим смирением и простотой отвечает: да, но не имею близкого, кто бы окунул меня в эти чудотворные воды. Он по-прежнему надеется на чудо. И Господь дарит ему это чудо – возвращает ему здоровье.

Кому-то может показаться в этом евангельском эпизоде некая жестокость Бога. Будто сначала Он карает грешника за грех, тридцать восемь лет этот грешник мучается, а затем Бог его прощает и возвращает ему здоровье, когда тот уже стоит на пороге старости. Но это не так. Бог есть любовь. Не Он насылает на нас болезни, мы сами себя разрушаем грехами. 1659Всякий грех – это духовная катастрофа, она корежит душу. Вслушаемся, например, в слово «разврат» – развороченность, как если бы мы сломали руку, она не успела еще зажить, а ее снова ломают, и снова ломают. Что будет в итоге с такой рукой? Действовать нормально она не будет, выглядеть будет уродливо. Вот так же уродливо выглядит душа, когда она снова и снова погружается в грех. И если в теле кроется такая уродливая душа, то именно тело будет страдать. Не Бог нас наказывает, и не соседи насылают порчу, а мы сами себя портим.

Но как это ни странно звучит, страдания тела очень полезны для нас. Они заставляют нас изменить образ жизни, задуматься о себе, о близких, о Боге и вечной жизни. Мы обычно, ну, если не ропщем, то, во всяком случае, жалуемся, если нас посещают скорби – болезни, неудачи. А вот святые и праведные люди считали себя забытыми Богом, если их долго не посещали скорби. Апостол Павел говорит: мы хвалимся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3-5). Эти слова апостола абсолютно точно описывают состояние того несчастного расслабленного. Он терпел, от терпения у него выработался некий опыт, я думаю, опыт смирения и покаяния, а от этого ценного духовного опыта рождается надежда. И эта его надежда не была постыжена: ради его смирения и терпения Господь дарует ему исцеление.
b1

А еще я замечу, что в нашем храме сейчас находится частичка святых мощей блаженной Матроны. Как вы знаете, ее жизнь с самого детства была полна лишений, и сама она была инвалид – незрячая. Ее глаза были постоянно закрыты. За терпение ее великое Господь даровал ей не только духовное зрение и прозорливость, но и в вечной жизни оставил ей сугубый дар видеть наши немощи и скорби. Я желаю всем нам по ее святым молитвам исполнение всех наших просьб, выздоровление от болезней, а главное – смирения и терпения!
Аминь.

Иерей Алексий Зимовец

08 мая 2014 г

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *